Санта Пракседа и Санта Пуденциана
Рядом с церковью Санта Мария Маджоре (церковь является одной
из папских базилик Рима) расположены две очень интересные церкви. Если вы
доедете или дойдете до Санта Мария Маджоре, то, конечно же, нужно посмотреть и
эти церкви тоже. Про саму Санта Марию Маджоре пишут все путеводители, а вот эти
две церкви иногда туристы обходят своим вниманием, тогда как там очень красиво.
Санта Пракседа
Эта церковь очень древняя, ее построили в 5 веке, затем в 9
веке она была перестроена.
Считается, что церковь построена на месте владений римского
сенатора Пуда, который был крещен апостолом Павлом (по другим сведениям Петром).
В его доме (в котором сейчас церковь Св
Пуденцианы, о ней ниже) останавливались апостолы Петр и Павел. Дочери сенатора,
Пракседа и Пуденциана, также приняли христианство. Во времена гонений на
христиан они собирали останки умерших и погребали их.
В церкви нужно обратить внимание на прекрасные полы в стиле
косматеско, но главное на совершенно изумительные мозаики – в центральной
апсиде и в капелле Св. Зенона.
Капелла Св. Зенона расположена на правой от алтаря стене,
собственно на той же стене, на которой расположен вход в церковь.
Эту капеллу папа Пасхалий устроил в честь своей матери
Теодоры. Удивительно в этой капелле то, что она вся украшена мозаиками. В
буквальном смысле вся – потолок, стены, подоконники, окна. Мозаики выполнены в
византийском стиле, яркие краски на светящемся золотом фоне. Капеллу называют
«райским садом» за ее красоту.
Обязательно киньте пару монеток в специальный ящичек у входа
в капеллу – так вы осветите капеллу и сможете насладиться красотой мозаик.
Описывать их нет смысла, скажу только, что они очень необычные, у Христа, ангелов и святых очень большие
яркие глаза. У ангелов ослепительные белые одеяния. Кроме того, редко в какой церкви можно
наблюдать мозаики со столь близкого расстояния, поэтому ощущения там
удивительные. Того времени, что будет гореть свет, за который Вы заплатили при
входе в капеллу, хватит для осмотра, поэтому рассматривайте фигуры не спеша.
Кроме того, справа от входа в капеллу, под стеклом, стоит
фрагмент Колонны Бичевания, колонны, у которой бичевали Христа. Ее, как и
Святую Лестницу и другие реликвии, привезла из Иерусалима Св. Елена, мать
императора Константина.
Мозаики центральной апсиды и арок
Мозаика центральной апсиды, скорее всего, будет Вами хорошо
рассмотрена – фигуры крупные, и путеводители обычно подробно описывают их. Из
интересного – обратите внимание на папу Пасхалия, который собственно и
реконструировал церковь и кому мы обязаны фантастическими мозаиками из капеллы
Зенона, - у него квадратный нимб, а в руках он держит макет (или модель) этой
самой церкви.
Я же рекомендую не пропустить красивые мозаики на двух арках
– одна арка непосредственно у алтарной апсиды, а вторая чуть дальше от алтаря.
Арка, которая ближе к алтарю, использует образы из
Откровения Иоанна Богослова – в центре, в круглом медальоне, Агнец (символ
Христа), на синем фоне, восседающий на троне, а по бокам – 4 ангела и 4 символа
евангелистов (лев (Св. Марк), орел (Иоанн), ангел (Матфей) и бык (Лука).
Композиция вроде бы несложная, но очень торжественная.
Следующая арка чуть более «нарядная», тоже относится к
сценам из Откровения.
Относительно недалеко от церкви Св Пракседы расположена церковь
Св Пуденцианы.
Эта церковь построена в 4-5 веке на месте дома сенатора
Пуда. Самое замечательное в ней – это тоже мозаики, но совсем другие, не похожие
на мозаики из Санты Пракседы. По древности эти мозаики уступают только мозаикам
из мавзолея Св. Констанцы (см. мой пост о мавзолее Констанцы). На сказочном голубом
фоне фигура Христа, окруженная апостолами. Апостолов 10, предположительно,
фигуры двух апостолов были уничтожены во время реконструкции 16 века. Позади –
символы евангелистов, но совсем иначе выполненные, строгий лев, царственный
бык, красивый и грациозный юноша-ангел, орел с красивым оперением.
Ландшафт на заднем плане – предположительно Иерусалим.
Также считается, что
в церкви хранится доска от стола, на котором совершал литургию апостол Петр,
гостивший в доме, на месте которого построена церковь.
Сейчас церковь принадлежит филиппинской католической общине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий